Здравствуйте, уважаемый читатель. Информационный канал Subscribe.ru продолжает вести мониторинг настроений российских интернет-пользователей. С периодичностью раз в полгода мы предлагаем своим читателям и сторонним пользователям Рунета ответить на серию вопросов, каждый из которых затем анализируется не изолированно друг от друга, а в составе интегральной оценки социальных, политических, экономических настроений. Метод анализа социальных процессов в обществе, основанный на построении индексов социальных настроений, давно применяется в России и за рубежом. Любой сконструированный индекс - величина, искусственно полученная в результате определенной обработки эмпирических данных (в нашем случае - ответов респондентов). Такой индекс может служить показателем состояния или тенденции изменения "массового сознания". Исследования, проведенные в разное время и в разных странах, показывают, что существует тесная взаимосвязь политических, экономических, общественных оценок и мнений людей, которые складываются в единый вектор общественных настроений. Построенный нами Индекс Социальных Настроений основан на данных опроса 1897 представителей активной (месячной) аудитории российских интернет-пользователей, поэтому его динамика напрямую зависит от того, как различные факты общественной жизни отражаются в их сознании и находят выражение на вербальном уровне. Для отслеживания социально-демографических характеристик выборки и ее перевзвешивания по данным для генеральной совокупности (предоставляемым Фондом "Общественное мнение") используются дополнительные вопросы. При расчете ИСН используются 24 анкетных вопроса, которые объединяются в шесть групп, каждая из которых используется для расчета частных индексов ИСН в составе сводного индекса. Все используемые для построения ИСН вопросы нацелены на выделение положительных или отрицательных оценок. По каждому вопросу строится индивидуальный индекс как разность долей (в %) положительных и отрицательных ответов, и прибавляется 100, чтобы избежать появления отрицательных значений индекса. Совокупный индекс ИСН рассчитывается как средняя из частных индексов. ИСН изменяется в интервале от 0 до 200, причем значения индекса менее 100 означают преобладание отрицательных оценок, а более 100 - положительных оценок. А теперь - результаты. Динамика Совокупного Индекса Социальных Настроений (В целом по России и по регионам с шагом 6 месяцев) ноябрь июнь январь август март ноябрь июнь январь 2008 2009 2010 2010 2011 2011 2012 2013 - Дальневосточный 132 132 125 117 107 97 109 123 - Уральский 128 123 130 122 117 97 112 117 - Центральный (кроме Москвы) 122 120 126 116 104 98 103 115 - Сибирский 128 119 132 122 106 95 107 113 ---------------------------------------------------------------------------------- - В целом по России 126 121 128 118 106 95 108 111 ---------------------------------------------------------------------------------- - Москва 122 117 122 111 101 97 111 109 - Приволжский 133 128 136 122 104 98 106 107 - Южный 129 120 132 120 106 90 104 106 - Северо-Западный (кроме СПб.) 123 121 129 118 109 92 113 106 - Санкт-Петербург 123 114 124 111 100 90 104 103 Как показали результаты измерений, производимых с полугодовым интервалом, до января 2010 года значение совокупного Индекса Социальных Настроений оставалось в зоне положительных оценок, а его изменение было подвержено незначительным "волновым" колебаниям. В массовом сознании российского интернет-сообщества повседневная ситуация воспринималась преимущественно в рамках сложившейся в эти годы структуры, описываемой как "стабильность". Однако в 2010-2011 годах преобладала тенденция к снижению совокупного Индекса Социальных Настроений, что отражало нарастание негативных оценок ситуации в массовом сознании, а значение ИСН снижалось примерно на 10% каждые полгода. В первом полугодии 2012 года началось, а во втором полугодии 2012 года продолжилось возвращение совокупного Индекса Социальных Настроений к предкризисным значениям. При этом, наиболее высокие темпы восстановления наблюдаются в Дальневосточном, Уральском, Сибирском и Центральном федеральных округах России. Указанное восстановление интегрального показателя было обусловлено, прежде всего, ростом значений по таким компонентам ИСН как частные индексы (1) личного положения - общей удовлетворенности жизнью, (2) материального благосостояния - потребительского доверия, (3) краткосрочных ожиданий. А негативные тенденции проявлялись ранее и сохраняются до сих пор, прежде всего, в динамике таких компонентов ИСН, как частный индекс (4) долгосрочных ожиданий, (5) оценок социального, экономического и политического положения России, (6) оценок деятельности власти. Частные индексы в составе совокупного ИСН (В целом по России с шагом 6 месяцев) ноябрь июнь январь август март ноябрь июнь январь 2008 2009 2010 2010 2011 2011 2012 2013 - Индекс личного самочувствия (общей удовлетворенности жизнью) 158 149 156 158 143 144 152 154 - Индекс личного материального благосостояния (потребительского доверия) 131 123 129 123 115 116 118 124 - Индекс краткосрочных ожиданий (оптимизма/пессимизма) 106 111 132 107 99 80 95 112 ---------------------------------------------------------------------------------------- - Индекс долгосрочных ожиданий (оптимизма/пессимизма) 128 126 132 123 110 89 109 99 - Частный индекс социального, экономического и политического положения России 126 114 119 112 94 86 99 99 - Частный индекс оценок деятельности власти 108 100 101 86 71 56 75 76 Устойчивость каждого частного индекса и, в конечном счете, интегрального показателя во многом обусловлена таким фактором, влияющим на общественные настроения, каким является доверие - психологическое состояние, которое объединяет людей с разным, а порой и с противоположным складом характера, объединяет разные организации, занимающиеся отличающимися друг от друга видами деятельности. Неизменно высокого уровня доверия у российских интернет-пользователей заслуживают члены семьи, ближайшие родственники, друзья, близкие и знакомые - значение этого частного индекса доверия составляет не менее 186 в любом регионе России. В меньшей степени доверием пользуются руководители тех компаний, организаций, где работают респонденты (значение частного индекса около 100 в среднем по России) и российские бизнесмены в целом (около 103). Напротив, низким уровнем доверия пользуются средства массовой информации (значение частного индекса около 99 в среднем по России), Президент (около 96) и Правительство России (около 67), администрации субъектов РФ (около 74), муниципальные органы власти (около 64). НОВЫЙ ОПРОС: "Телевизионные приемники (волна 2)" Среди участников опроса будут разыграны специальные призы - две веб-камеры L-Pro 1183 Чтобы принять участие в опросе Вам нужно пройти по следующей ссылке: http://www.voxru.net/tvset2w.html Если указанная ссылка не открывается, скопируйте ее в буфер обмена, вставьте в адресную строку браузера и нажмите ввод. Вы получили это письмо, поскольку отметили в анкете подписчика, что хотите получать рекламные материалы и информацию от избранных партнеров Subscribe.Ru по одной из следующих тем: - Новости, аналитика
- Интернет
Вы можете в любой момент изменить выбранные Вами темы в анкете подписчика. | |
Комментариев нет:
Отправить комментарий