Все о развитии детей-дошколят
Рано или поздно?
Здравствуйте, дорогие друзья!
Иногда родительская любовь бывает слишком… сильной. Некоторым мамам так хочется как можно дольше любить и наслаждаться общением со своими малышами, что они осознанно или нет пытаются продлить их детство. Для таких родителей любить ребенка означает, в первую очередь, любить его непосредственность, невинность, беспомощность и зависимость. Но подобная любовь становится своеобразным тормозом детского развития и взросления.
Другие родители любят своих детей, напротив, за какие-то вполне конкретные умения и навыки, особенно, если ребенок овладевает ими раньше «положенного срока». Тогда эта любовь не тормозит, а наоборот, слишком форсирует взросление ребенка, подгоняет его там, где стоило бы сбавить обороты. Именно о такой «обратной стороне» излишне сильной и обусловленной родительской любви мы и поговорим сейчас.
Как помешать ребенку взрослеть?
Странный вопрос, согласитесь. Кто из родителей не хотел бы увидеть, как его ребенок становится взрослым и самостоятельным человеком. И многие прилагают определенные усилия, чтобы скорее приблизить этот момент. Другие, напротив, считают, что придет время и ребенок сам повзрослеет, — они не подгоняют его, но и не помогают ему стать большим. Давайте подробнее рассмотрим эти две наиболее распространенные среди родителей «теории» взросления.
«Мы его и так уже за уши тянем!»
Знакомая фраза? Как часто в сердцах произносят ее взрослые: родители, воспитатели или учителя. Некоторых детей действительно приходится «за уши тянуть», в переносном, конечно, смысле, пытаясь научить чему-либо. Если ребенок ленится, не обладает достаточной для своего возраста любознательностью, силой воли или вниманием, взрослым действительно приходится прибегать ко всяческим ухищрениям, чтобы научить его хотя бы азам грамоты.
Но некоторые родители «тянут за уши» и тех детей, которые вроде бы в этом совсем не нуждаются. Такие родители делают все возможное, чтобы их ребенок как можно скорее повзрослел и поумнел. Еще до рождения малыша взрослые начинают осваивать массу специальных методик раннего развития и обучения, которые им не терпится применить чуть ли не с пеленок. И прежде чем малыш научится ходить, его учат складывать буквы и цифры. Не успеет ребенок внятно заговорить на родном языке, как его уже пичкают иностранными словами. А в школу он приходит настоящим вундеркиндом — читать, писать, считать умеет и на нескольких языках говорит.
Но, как правило, на этом взрослые не останавливаются. Они продолжают завышать планку для ребенка и свои требования к его «взрослости».
Какая же теория взросления ведет к подобной воспитательной стратегии? Скорее всего, родители воспринимают детство исключительно как период подготовки ребенка к будущей взрослой жизни. Само по себе оно не имеет никакой ценности, и родители стараются его заполнить под завязку полезным времяпрепровождением, чтобы эти годы не прошли впустую. Иначе говоря, быть ребенком — это плохо и бесполезно, а быть взрослым— это хорошо.
«Он же у нас еще совсем маленький…»
Так обычно говорят родители о трехлетнем карапузе, нередко о четырех-пяти годовалом ребенке, а иногда даже и о… первокласснике! Ребенок вроде уже и в школу ходит, а для родителей остается все еще этаким малышом, который нуждается в постоянной заботе и контроле.
Бабушки носят ему в школу портфель, мамы и папы делают дома за него уроки. От таких родителей очень часто можно услышать: «Мы ходим в первый класс», «Мы уже закончили школу», «Мы поступили в вуз». В этом «мы» заключен весь смысл таких отношений: «Я не мыслю себя без своего ребенка и не воспринимаюего как отдельного от меня и самостоятельного человека».
Время летит, ребенку исполняется 16, 25, 30… лет, а в глазах родителей он по-прежнему остается маленьким и неспособным на самостоятельные решения мальчиком или девочкой. Некоторые родители продолжают слишком опекать и уже давно повзрослевших детей, навязывая им свое мнение о том, с кем следует дружить, на ком жениться, где работать.
У таких родителей своя теория насчет взросления ребенка, которое кажется им чем-то пугающим и тревожным, таким далеким и не совсем желанным. В мире взрослых людей нас на каждом шагу подстерегают опасности и неприятности. А поэтому быть взрослым — это небезопасно, это плохо. Оставаться невинным дитем — это хорошо. Вот поэтому родители и стремятся, осознанно или нет, продлить детство своих детей, окружая их чрезмерной опекой. Подталкивает их к этому часто и другой страх — остаться однажды «не удел». Родители боятся оказаться ненужными и одинокими, когда их взрослые дети покинут семейное гнездо.
Ступени развития
И все-таки каждый родитель хочет, чтобы его ребенок нормально развивался и вовремя взрослел. Но как при этом не сбиться с правильного пути воспитания «взрослости» у своих детей? Давайте составим что-то вроде карты развития. Нанесем на нее координаты, дабы не заплутать в лабиринтах взросления. Такими координатами станут основные этапы жизни ребенка. Проживая насыщенную и полноценную жизнь вместе со своим ребенком, мы помогаем ему вовремя и безболезненно повзрослеть.
От 0 до 1 года. Первым шагом малыша на пути к взрослению становится… первый шаг! В это время ребенок осваивает навыки ходьбы и задача родителей — помочь ему буквально стать на ноги. А ваше любящее отношение и безусловное принятие ребенка научат его доверию к этому миру и придадут уверенности в себе.
От 1 года до 3 лет. Малыш начинает активно осваивать окружающий мир. Его взросление — это, в первую очередь, овладевание элементарными навыками самообслуживания. Ребенок учится самостоятельно одеваться, умываться, кушать, пользоваться туалетом и убирать за собой игрушки. Ближе к трем годам он уже хочет принимать самостоятельные решения и поступать по-своему. Девиз каждого трехлетки: «Я сам!». И если взрослые обучают его самостоятельности и поддерживают инициативу, а не подавляют любые, пусть пока еще и неуклюжие, попытки заявить о своем «я», ребенок психологически отделяется от своих родителей и начинает осознавать себя как отдельную личность.
От 3 до 6 лет. Ребенок продолжает развиваться семимильными шагами. Взрослея, он учится управлять своим внутренним миром, собственным поведением, пробует самостоятельно размышлять и находить ответы на волнующие вопросы. От родителей здесь требуется лишь внимание к внутреннему миру малыша и интерес к его самостоятельным рассуждениям. Кроме того, взрослым нужно приучить ребенка к определенным правилам поведения, выполнение которых необходимо для безопасности его самого и его близких. Если таких правил будет не очень много и все они будут обоснованными и разумными, ребенок научится контролировать себя и согласовывать свои потребности с возможностями окружающих его людей.
От 6 до 12 лет. Переступив порог школы, ребенок, пожалуй, впервые так ясно осознает, что повзрослел и что жизнь его изменилась. Новая роль — роль школьника притягивает его своей непривычной серьезностью. Из поведения ребенка постепенно исчезает непосредственность. В школе он должен самостоятельно учиться: внимательно слушать педагога, выполнять задания по образцу, правильно оценивать себя и делать работу над ошибками. Его взросление проявляется и в том, что он пробует самостоятельно планировать собственное время, ставить перед собой цели и достигать их. Задача взрослых на этом этапе взросления своего ребенка — помогать ему в первые и в последующие школьные годы справляться с различными трудностями школьной жизни, принимать ответственность за свои поступки и отметки, достигать поставленных целей.
От 12 до 16 лет. На этот период приходится пик взросления ребенка. Во всяком случае, сами подростки считают себя уже достаточно большими и хотят, чтобы их так же воспринимали и родители. Все детское им становится чуждым, и любое сравнение с ребенком воспринимается как обидное и несерьезное отношение к их персоне. Школа может отойти на второй план по сравнению с друзьями. Но это является естественным процессом взросления. Ведь ребенок должен освоить и науку отношений со сверстниками — научиться дружить, помогать, впервые любить или… ненавидеть. Внутренний мир подростка становится богаче, глубже и менее доступным для взрослых. Теперь он не просто стремится принимать самостоятельные решения во всем, что его касается, — он требует на это все права. Родители, которые поддерживают в своем ребенке веру в себя и уважительно относятся к его новым потребностям, помогают ему успешно преодолеть этот нелегкий отрезок жизни.
От 16 до 25 лет. О них уже говорят — молодой человек или девушка. Их взрослость — это способность делать самостоятельный выбор. Молодые люди начинают детально планировать свою дальнейшую жизнь и выбирают профессиональный путь. Они учатся строить полноценные отношения с людьми своего и противоположного пола. К 20–23 годам многие из них получают образование и вливаются в настоящую трудовую деятельность наряду со взрослыми людьми. В это период родители должны не навязывать ребенку свои представления о том, как ему следует жить, а позволить ему самостоятельно составить сценарий собственной жизни. Вы всегда можете ненавязчиво подсказать ему варианты и «сюжетные ходы», но не препятствовать в поиске своего
пути.
От 25 до … лет. А дальше жизнь продолжается. Молодые люди набираются жизненного опыта,
строят свою профессиональнуюи семейную карьеру. Их взросление — это поиск своего места в мире и возможностей для самореализации. Задача родителей — предоставить детям право на собственную и уже по-настоящему взрослую жизнь.
Не впадая в крайности
Итак, у вас уже имеется что-то вроде «карты» развития и взросления ребенка, которая поможет избежать таких ошибок воспитания, как чрезмерное стимулирование развития ребенка или, наоборот, его торможение. А для того, чтобы не впасть в одну из этих крайностей воспитания, прислушайтесь еще к нескольким советам детских психологов:
Не заслоняйте образ своего ребенка неким воображаемым идеалом. Желая видеть ребенка не по годам развитым и взрослым, вы стремитесь подогнать его под этот эталон, игнорируя его собственные потребности и возможности. Старайтесь принимать ребенка таким, какой он есть, и исходить из его действительных возможностей и потребностей. И вместо того, чтобы размышлять о том, каким ваш ребенок мог бы быть в идеале и что еще вы можете сделать, чтобы приблизить его к своему идеалу, обратите свой взор на самого ребенка — этого живого человечка рядом с вами. Иначе вы видите не реального ребенка, а свое представление о нем.
Не сравнивайте все время ребенка с другими детьми — его друзьями, одноклассниками или детьми ваших подруг. Большая ошибка — примерять чужие достижения к собственному ребенку. И если одноклассник Петя в 8 лет наизусть читает Пушкина, не стоит из кожи вон лезть, чтобы и ваш ребенок не остался позади остальных детей. Или другой пример. Дочь вашей подруги уже заканчивает школу, но во всем советуется со своей мамой — куда поступать учиться, с кем дружить, что одевать и т. д. Означает ли это, что вы должны от своего ребенка в этом возрасте требовать того же? Нет. Если он стремится быть независимым от вас во вкусах, принятии решений и выборе своего дальнейшего жизненного пути, предоставьте ему это право. Вы можете что-то ненавязчиво подсказать или посоветовать, но ни в коем случае не давите на него.
Будьте более чуткими и внимательными к своему ребенку в любом возрасте. Ориентируйтесь, в первую очередь, на его интересы, желания, возможности и предыдущий опыт. Если малыш при очередной попытке напялить на него курточку заявляет вам: «Я сам!» — пусть пробует. Значит, он чувствует, и главное, хочет проявить самостоятельность и стать еще чуточку взрослее. Только ваш собственный ребенок может подсказать вам, когда и в чем следует ему дать возможность повзрослеть, что он готов шагнуть на новую ступеньку взросления. А если он дает понять это слишком явно или радикально (истериками, протестами или подростковым бунтом) — это самый яркий сигнал о том, что вы где-то ущемляете его самостоятельность и недооцениваете возросшие возможности.
Всегда задумывайтесь о том, почему поступаете с ребенком так или иначе, и о том, что в действительности вами движет, когда вы принимаете какое-то родительское решение. Например, вы не позволяете ребенку выходить одному гулять с друзьями во дворе. Но почему? Боитесь ли вы за его безопасность? Или вам не нравятся соседские ребята, с которыми он дружит? А может, вам просто хочется, чтобы он принадлежал только вам, и вы еще не готовы отойти на второй план и разделить его любовь с другими интересными ему людьми — друзьями, одноклассниками и пр. Другой пример: ребенок ходит уже в 3-й класс, а вы провожаете его до самых школьных ворот и носите за ним портфель. Задумайтесь о том, почему так поступаете. Может быть, вы подсознательно хотите, чтобы окружающие считали вас хорошей и заботливой мамой?
И последнее. Важно более-менее ориентироваться в психологических особенностях детей того возрастного этапа, на котором находится ваш ребенок. Зная, что дети, например, к трем годам способны научиться понятно и более-менее развернуто говорить, вы знаете, чему следует уделить внимание. Но если вы и понятия не имеете о том, когда дети должны научиться разговаривать, вы рискуете упустить этот момент. Нередко такие мамы и папы заявляют, что ребенок еще маленький, придет время и он заговорит— а ему уже 4–5 лет!
Вашему малышу нет еще года? Подпишитесь на бесплатный миникурс «Развитие ребенка первого года жизни по месяцам». Из него Вы узнаете как развивается Ваш малыш в каждый конкретный месяц жизни и о том, чему нужно уделять внимание в первую очередь.
Рецепт недели
Рецепт лечения отита:
У моего сына был хронический отит и как только его не лечили, болезнь только прогрессировала. В итоге он перестал слышать. Мне очень старая бабушка посоветовала лечить камфорным маслом. Турунды с теплым маслом в ухо и теплые компрессы с маслом в течении недели на ночь. Голову укутать, чтобы тепло держалось как можно дольше. Утром хорошо отмыть ребенка от масла обязательно. С маслом на коже выходить на улицу нельзя. С тех пор нас сняли с учета у лор-врача и до сих пор и горло и уши спокойны уже 15 лет.
Говорят дети
Сева (3 года)
Проверяем слух у врача в поликлинике. Врач шёпотом:
— Конфета.
Сева, тоже шепотом:
— Мне нельзя — аллергия...
***
Сын уснул на диване, папа решил переложить его в кроватку.
Взял осторожно на руки, а сынуля сквозь сон:
— Положи, где взял. ***
Костя (3 года 10 месяцев)
Играет в комнате, на заднем плане работает телевизор. Главный герой фильма признаётся в любви героине. Говорит, что, глядя на неё, он испытывает странное чувство в животе...
Костя, не оборачиваясь, комментирует:
— Да у тебя глисты, дружок!
***
Алёна (4 года) Ездили в деревню к родственникам. Там у кошки маленькие котята. Моя Алёнка, естественно, решила взять над ними шефство, нянчила их, таскала везде с собой.
Вечером забегает в дом и обеспокоено кричит с порога:
— Папочка, там один котёнок всё личико в молочке себе испачкал! Он теперь грязный будет ходить?
Муж, лениво:
— Да нет, его мама вылижет.
Алёнка поворачивается ко мне:
— Мам, вылижешь?!
***
Сын моего знакомого сидит с завязанными глазами. Родители дают ему в руки различные предметы, а он угадывает.
— Карандаш.
— Правильно.
— Мяч.
— Правильно.
— Машинка.
— Правильно.
Потом папа сунул ему в руки носок, сын долго думал, потом говорит:
— Носок.
Ещё немного поразмыслив, понюхал и говорит:
— Папин.
***
Маша (2 года)
Ролевые игры. Мама у нас — коза, Машенька, естественно, — козлёнок. Ничего не подозревающий папа входит в комнату и слышит командный голос дочери:
— Козёл! Налей соку!
Видели бы вы его глаза...
Все ваши вопросы, пожелания, замечания, предложения по темам, интересные заметки, статьи или ваши истории – отправляйте мне на e-mail. Поделитесь своим опытом с другими и они поделятся с Вами своим. Все это найдет отражение в следующих выпусках рассылки.
С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы»
При подготовке выпуска использованы материалы книги И.В. Павлова «Настольная книга родителей. 100 простых ответов»
Комментариев нет:
Отправить комментарий